На главную

УМО учителей русского языка и литературы, белорусского языка и литературы


Гончарова Ирина Александровна, высшая категория, председатель УМО;

Григорук Элла Владимировна, высшая категория,
Пашкевич Елена Александровна, высшая категория,
Кайданова Ольга Валерьевна высшая категория,

Статуева Валентина Викторовна, высшая категория,

Казакова Евгения Геннадьевна, первая категория,

Калядина Ирина Михайловна, высшая категория,

Дежурная Елена Генадьевна, без категории,

Адиянова Юлия Ивановна, без категории.

Информационные сайты для учителей славянской филологии

Интерактивный календарь (приложение к НИР
“ЭТЫМАЛОГІЯ НАЗВАЎ МЕСЯЦАЎ У КАЛЕНДАРАХ  РОЗНЫХ НАРОДАЎ”)


27 марта 2025 года прошло заседание УМО учителей русского языка и литературы, белорусского языка и литературы.

Тема заседания: «Потенциал инструментов визуализации текста (интернетпубликации, мультимедийные презентации, интерактивная инфографика) в развитии метапредметных компетенций учащихся как основы функциональной грамотности.»

Цель: создание условий для повышения педагогической компетентности учителей по совершенствованию метапредметных компетенций учащихся как основы функциональной грамотности

Форма проведения: обучающий семинар

Вопросы для обсуждения:

1. Метапредметные учебно-информационные компетенции учащихся (Пашкевич Е.А.)

2. Критическое мышление, исследовательские навыки, креативность как основа формирования и развития функциональной грамотности учащихся (Прудникова Т.Н.)

3. Визуализация учебного материала как необходимое условие для развития у учащихся навыков декодирования и интерпретации нелинейных текстов (Статуева В.В.)

4. Моделирование этапов учебного занятия с использованием различных инструментов визуализации. (Казакова Е.Г.)

18.03.2025 года в 8 «Б» прошел урок литературы «Тема Великой Отечественной войны в  русской литературе».

ЦЕЛЬ УРОКА: показать истоки изображения войны в литературе военных лет , дать обзор произведений разных жанров. Привить чувство патриотизма. Рассказать о патриотизме советских поэтов и писателей, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Развить навыки анализа стихотворения, выразительного чтения произведений. На уроке учащиеся послушали песни фронтовых лет,  просмотрели фрагменты фильмов о войне. Ребята подготовили сообщения и выразительное чтение стихов.

24 лютага 2025 года ў 7 “Г” класе прайшоў урок па тэме “Васіль Быкаў «Незагойная рана»”. З вучнямі мы ўзнаўлялі веды пра пісьменніка, знаёміліся са зместам апавядання “Незагойная рана”; высвятлялі пераноснае значэнне назвы твора; развівалі здольнасць суперажываць героям; вызначалі, чым адрозніваецца гэты твор ад папярэдніх на аналагічную тэму.

Сто гадоў шукай другой красы,
А тым больш, штосвет зусім не вузкі.
Ды калі ты небязродны сын,
Гавары са мнойпа-беларуску
Яўгенія Янішчыц

21 лютага 2025 года прайшоў міжнародны дзень роднай мовы. У гэты дзень адбыліся наступныя мерапрыемствы:

І ўсё гэта, безумоўна, вельмі важна і неабходна, бо гэта не дае забыць, што Мы – Беларусы. “ Не пакідайце мовы нашай беларускай,каб неўмёрлі” Ф. Багушэвіч.

10 января прошел открытый урок в 5 «Б» классе по теме В.И. Белов «Скворцы». На уроке рассматривалась проблема ответственности ребенка за свои поступки. Учащиеся окунулись в чудесный мир главного героя. Вместе с Павлуней наблюдали за скворцами и горевали, когда из-за сильного ветра скворечник упал. Ребята с удовольствием презентовали свои иллюстрации к произведению.


26.12.2024 прошло очередное заседание УМО учителей русского языка и литературы, белорусского языка и литературы.

Тема заседания:«Компетентностно-ориентированные задания  на уроках русского языка и литературы, белорусского языка и литературы как средство формирования функциональной грамотности учащихся»

Цель: совершенствование профессиональной компетентности учителей по созданию компетентностно-ориентированных заданий  на уроках русского языка и литературы, белорусского языка и литературы как средства формирования функциональной грамотности учащихся

1. Основные принципы формирования функциональной грамотности: метапредметность, практико-ориентированность, функциональность, ситуативность, интегративность, командное взаимодействие, включение в проектную деятельность. (Калядина И.М.)

2. Типы компетентностно-ориентированных заданий (Кайданова О.В.)

3. Методические особенности применения компетентностно-ориентированных заданий.(Казакова Е.Г.)

4. Итоги 3 четверти и анализ результатов городской олимпиады по предмету «Русский язык и литература», «Белорусский язык и литература» (Гончарова И.А.)

5. Разработка компетентностно-ориентированных заданий (Прудникова Т.Н.)


Декабрь отмечен одной из памятных литературных дат. 5 декабря - день рождения Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. И так уж совпало, что именно в этот день десятиклассники начали изучение данного раздела программы.

Учащиеся, помимо знакомства с основными событиями жизни и творчества известных русских поэтов, пытались выявить взаимосвязь природы и человеческой жизни ы поэзии Ф.И. Тютчева и близкую этому идею гармонии человека и природы в мире А.А. Фета.



14.11 в 7 «Г» классе учащиеся знакомились с пьесой Н.В. Гоголя, которая совершила своеобразную революцию в русской драматургии в композиционном и содержательном плане. Дети познакомились с историей создания комедии, её первой постановкой, проблематикой и художественными особенностями. Учащиеся изучили «говорящие фамилии» произведения.

Гоголь всегда верил в будущее России, поэтому пытался «излечить» общество с помощью искусства.

31.10.2024 года прошло очередное заседание УМО учителей русского языка и литературы, белорусского языка и литературы

Тема заседания: «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы, белорусского языка и литературы  с помощью современных, в том числе информационно-компьютерных, технологий и методов обучения

Цель: совершенствование профессиональной компетентности учителей по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы, белорусского языка и литературы  с помощью современных, в том числе информационно-компьютерных, технологий и методов обучения

Форма поведения: семинар

І. Вопросы для обсуждения:

  1. Формы, методы и приемы формирования и развития читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы (Пашкевич Е.А.)
  2. Проектно-исследовательская деятельность на уроках белорусского языка и литературы в контексте формирования функциональной грамотности учащихся (Кайданова О.В.)
  3. Использование инновационных форм и методов интенсификации обучения (кейс-метод, дебаты, дискуссии, игровые методы и др.) на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования функциональной грамотности учащихся (Статуева В.В.)
  4. Мониторинг успеваемости учащихся по русскому языку и литературе, белорусскому языку и литературе за 1 четверть. (Гончарова И.А.)
  5. Анализ результатов 1 этапа республиканской олимпиады по предметам «Русский язык и литература», «Белорусский язык и литература» (9-11 классы). Подготовка учащихся ко 2 этапу Республиканской олимпиады (9-11 классы) (Гончарова И.А.)

ІІ. Практическая часть:

Составление памятки-рекомендации «Дебаты (дискуссия, tedконференция) на уроке».  (Григорук Э.В.)

У пятніцу 04.10 ў 6 "В" класе на ўроку беларускай літаратуры вучні знаёміліся з беларускімі міфамі і паданнямі. Дзеці ўдзельнічалі ў віктарыне, уяўлялі багіню веснавога абуджэння Лялю, бога ўрадлівасці і кахання Ярылу і іншых. На працягу ўрока вучні параўноўвалі грэчаскі, рымскі і славянскі пантэоны, адзначалі непаўторныя рысы славянскага светапогляду. У якасці дамашняга задання дзецям было прапанавана намаляванаць багоў, якія ім больш запомніліся.


  11 верасня 2024 для вучняў 5-х класаў была наладжана экскурсія ў школьны этнамузей “Беларуская хата”. Рабяты пазнаёміліся з побытам беларусаў, рэчамі, якія знаходзіліся ў кожнай беларускай хаце, папоўнілі свой слоўнікавы запас новымі назвамі: калаўрот, андарак, гарлач, дзежка, сподкі, куфар, ручнік і інш. З вялікай цікавасцю слухалі, як нашы продкі вышывалі ручнікі, шылі адзенне, ткалі палатно, шанавалі зямлю, хлеб і жыццё.

Настаўнік беларускай мовы і літаратуры: Ганчарова І.А.


30 августа 2024 года состоялось первое в этом учебном году заседание членов УМО учителей русского языка и литературы, белорусского языка и литературы. Тема: Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык и литература», «Белорусский язык и литература» в 2024/2025 учебном году

Цель: обеспечение информационной и методической подготовки учителей русского языка и литературы, белорусского языка и литературы в условиях трансформации национальной системы образования

Задачи:

Заседание прошло в форме инструктивно-методического совещания. Также были подведены итоги работы УМО учителей за 2023/2024 учебный год и составлен план работы на 2024/2025 учебный год.


31 мая 2024 года состоялось заключительное заседание УМО учителей русскогоязык и литературы, белорусского языка и литературы. Тема: Подведение итогов работы УМО за 2023/2024 учебный год. Учителя-предметники предоставили творческие отчёты по темам самообразования, проанализировали результативность научно- исследовательской деятельности учащихся, успехи олимпиадного движения, творческой активности учителей, членов УМО. Были подведены итоги работы УМО за 2023/2024 учебный год и выработаны основные направления работы на 2024/2025 учебный год.

26 апреля в 8 «В» классе прошёл урок, посвящённый творчеству Николая Михайловича Рубцова, представителя «тихой лирики». Дети узнали о трудном детстве будущего поэта, о его богатом поэтическом и духовном наследии, которое он оставил после себя. На уроке звучали песни на стихи поэта. Ребята с удовольствие читали и анализировали его стизотворения «Русский огонёк» и «Утро». Их глубоко тронул философский смысл его произведения «Русский огонёк»: добро вечно будет жить на земле. И, до тех пор, пока расплата будет такой, за добро – дорбом, за лююовь – любовью, пока будет жива человеческая душа, будет жив, будет гореть огонёк – сивол жизни, бескорыстия, готовности помочь тому, кто нуждается в помощи.

Учитель русского языка и литературы Ленардсон А.М.


02.04.2024 состоялось очередное заседание УМО учителей русского языка и литературы, белорусского языка литературы. Тема заседания: «Информационная культура как средство формирования речевой, языковой, коммуникативной и лингвокультурологической компетенций учащихся»

Цель: создание условий для повышения педагогической компетентности учителей по совершенствованию информационной культуры и медиакомпетентности учителя-словесника как средству формирования речевой, языковой, коммуникативной и лингвокультурологической компетенций учащихся.

Были рассмотрены следующие вопросы:

1. Лингвистический и лингвокультурологический анализ учебного текста по русскому языку и литературе как средство развития коммуникативной, языковой и социально-личностных компетенций учащихся (Пашкевич Е.А.)

2. Формирование у учащихся социально ответственного поведения, уважительного отношения к собеседнику, умения делать выводы посредством системы заданий и упражнений, используемых на уроках белорусского языка и литературы (Зенкевич К.В.)

3.  Формирование читательской грамотности учащихся на учебных и факультативных занятиях по белорусскому языку и литературе. (Гончарова И.А)

Были проанализированы итоги успеваемости учащихся и выполнение учебных программ по русскому языку и литературе, белорусскому языку и литературе за 3 четверть. Разработаны мероприятия с использованием разных форм, направленных на развитие медиаграмотности, на формирование информационной культуры и речевой, языковой, коммуникативной и лингвокультурологической компетенций учащихся.

Сто гадоў шукай другой красы,
А тым больш, штосвет зусім не вузкі.
Ды калі ты небязродны сын,
Гавары са мнойпа-беларуску
ЯўгеніяЯнішчыц

21 лютага Міжнародны дзень роднай мовы.У гэты дзень адбыліся наступныя мерапрыемтвы:

А для вучняў малодшых класаў старэйшыя сябры падрыхтавалі Батлейку – лялечны тэатр з пастаноўкай “Цар Ірад” ;

І ўсё гэта, безумоўна, вельмі важна і неабходна, бо гэта не дае забыць, што Мы – Беларусы. “ Не пакідайце мовы нашай беларускай,каб неўмёрлі” Ф. Багушэвіч.

07.02 2024 в 7 «Б» классе прошел урок русской литературы по повести-феерии «Алые паруса».

Ребята с большим удовольствием прочитали произведение, а на уроке выделяли основные черты характеров Ассоль и Грэя. Исследовали мир, в котором живут герои, развивали аналитическое мировоззрение, умение сопоставлять.

Рисунки, с изображениями главных героев, помогли понять, поему именно Ассоль и Грэй заслужили счастье.

Учащиеся ознакомились с иллюстрациями художника И.И. Бродского к произведениям А.С. Грина. На уроке были представлены фрагменты кинофильма «Алые паруса» режиссера А.Л. Птушко (1961).

Романтическая повесть –сказка не оставила равнодушными никого из учащихся.


15 января прошел открытый урок в 5 «В» классе по теме В.И. Белов «Скворцы». На уроке рассматривалась проблема ответственности ребенка за свои поступки. Учащиеся окунулись в чудесный мир главного героя. Вместе с Павлуней наблюдали за скворцами и горевали, когда из-за сильного ветра скворечник упал. Ребята с удовольствием презентовали свои иллюстрации к произведению.

27.12.2023 состоялось очередное заседание УМО. Тема: «Организация проектно-исследовательской деятельности по русскому языку и литературе, белорусского языка и литературы как средство развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся и условие формирования у них интереса к научно-исследовательской деятельности»

Цель: создание условий для организация проектно-исследовательской деятельности по русскому языку и литературе, белорусскому языку и литературе как средству развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся и условие формирования у них интереса к научно-исследовательской деятельности.

Форма проведения: семинар-панорама.

І. Вопросы для обсуждения:

1. Научно- исследовательская деятельность как средство развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся (Калядина И.М.)

2. Организация проектно-исследовательской деятельности по русскому языку и литературе (Статуева В.В.)

3. Итоги 2 четверти и анализ результатов городской олимпиады по предмету «Русский язык и литература», «Белорусский язык и литература» (Гончарова И.А.)

ІІ. Практическая часть:

Разработка алгоритма для создания научно-исследовательской  (Ленардсон А.М.)

2 декабря было проведено общешкольное мероприятие гуманитарной направленности "Литературный квест" для учащихся 5 - 8 классов, целью которого была активизация познавательной деятельности учащихся по литературе, развитие творческих способностей, воспитание любви к русской литературе, русскому слову.

16 лістапада 2023 года ў 7 “Г” класе прайшоў урок па тэме “Васіль Быкаў «Незагойная рана»”. З вучнямі мы ўзнаўлялі веды пра пісьменніка, знаёміліся са зместам апавядання “Незагойная рана”; высвятлялі пераноснае значэнне назвы твора; развівалі здольнасць суперажываць героям; вызначалі, чым адрозніваецца гэты твор ад папярэдніх на аналагічную тэму.

02.11.2023 состоялось очередное заседание УМО учителей русского языка и литературы, белорусского языка  литературы. Тема заседания «Коммуникативная компетентность учителя русского языка и литературы, белорусского языка и литературы как условие продуктивного взаимодействия с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей»

Цель: совершенствование профессиональной компетентности учителей по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы, белорусского языка и литературы

Были рассмотрены следующие вопросы:

1. Формирование речевой культуры учащихся на учебных занятиях по русскому языку и литературе как средство личностного развития учащегося (Пашкевич Е.А.)

2.Единство воспитательных, обучающих и развивающих задач как обязательное требование к проектированию и проведению современного урока белорусского языка и литературы (Кайданова О.В.)

3. Формирование у обучающихся личностных компетенций в единстве с предметными: речевой и языковой компетенциями (Дежурная Е.Г.)

Были  проанализированы итоги успеваемости учащихся и выполнение учебных программ по русскому языку и литературе, белорусскому языку и литературе за 1 четверть. Сделан анализ результатов 2 этапа республиканской олимпиады по предметам «Русский язык и литература», «Белорусский язык и литература» (9-11 классы).

Разработаны рекомендации по формированию метапредметных компетенций учащихся.

17 октября в 6 "Б" классе прошёл урок по творчеству великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Басни "дедушки Крылова", как любовно называет его народ, не устарели, они учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

15 верасня вучні 7 “В” класа наведалі бібліятэку № 9 імя Я.Купалы.

Штогод у гэты дзень у нашай краіне адзначаецца Дзень бібліятэк, таму у знамянальны дзень  быў арганізаваны Мегапразднік прыхільнікаў бібліятэкі.

У сяброўскім коле сабраліся пісьменнікі, бібліятэкары і чытачы, прыхільнікі кнігі і чытання. Было шмат цёплых слоў і віншаванняў у адрас бібліятэкі і бібліятэкараў.

Бібліятэкары ў сваю чаргу выказалі словы падзякі актыўным чытачам за шматгадовую адданасць бібліятэкі, за актыўны ўдзел у яе жыцці. Не абмінулі бібліятэкары ўвагай на свяце і вучняў школы № 32. Самыя актыўныя з іх былі ўзнагароджаны дыпломамі і атрымалі прызы.

На свяце прысутнічала пісьменнік, член Саюза пісьменнікаў Беларусі Алена Кісель, якая прачытала свае вершы, распавяла, пра што яна піша, тым самым выклікала жывую цікавасць да сваёй творчасці.

Выдатную святочную атмасферу ствараў вакальны ансамбль “Вераснёвіца” і ўдзельнікі ансамбля “Калейдаскоп”.

Настаўнік беларускай мовы і літаратуры
Кайданава В.В.

31 августа 2023 года состоялось первое в этом учебном году заседание членов УМО учителей русского языка и литературы, белорусского языка и литературы. Тема: Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык и литература», «Белорусский язык и литература» в 2023/2024 учебном году

Цель: обеспечение информационной и методической подготовки учителей русского языка и литературы, белорусского языка и литературы в условиях трансформации национальной системы образования

Задачи:

Заседание прошло в форме инструктивно-методического совещания. Также были подведены итоги работы УМО учителей за 2022/2023 учебный год и составлен план работы на 2023/2024 учебный год.

31 мая 2023 года состоялось заключительное заседание УМО учителей русскогоязык и литературы, белорусского языка и литературы. Тема: Подведение итогов работы УМО за 2022/2023 учебный год. Учителя-предметники предоставили творческие отчёты по темам самообразования, проанализировали результативность научно- исследовательской деятельности учащихся, успехи олимпиадного движения, творческой активности учителей, членов УМО. Были подведены итоги работы УМО за 2022/2023 учебный год и выработаны основные направления работы на 2023/2024 учебный год.





13.05 у 7 «Д» класе прайшоў урок «Правапіс часціц». Вучні даведаліся пра такую службовую часціну мовы, як часціца, навучыліся правільна ўжываць і пісаць часціцы. На ўроку было выканана шмат розных заданняў, мэта якіх выпрацаваць уменне вылучаць часціцы ў сказах, вызначаць дадатковыя сэнсавыя адценні часціц, адрозніваць ад іншых службовых часцін мовы, карыстацца часціцамі ў вусным і пісьмовым маўленні. Выкарыстоўваліся розныя віды і формы работы: работа  ў группах, індывідуальныя заданні па картках, складанне кластара. Напрыканцы ўрока большая частка вучняў атрымала высокія адзнакі.

Настаўнік беларускай мовы і літаратуры Ю. С. Арэф’ева

13 красавіка ў 5 “Г” класе прайшло мерапрыемства – пазнавальнае падарожжа “Выхаванне казкай”. Яно было накіравана на пашырэнне кола ведаў вучняў аб беларускіх казках, павышэнне цікавасці да роднай мовы, развіццё слоўнікавага запасу. Вучні з вялікім захапленнем  слухалі казкі, пазнавалі іх па ўрыўку, ілюстрацыі, адказвалі на пытанні, адгадвалі загадкі.

30.03.2023 состоялось очередное заседание УМО учителей русского языка и литературы, белорусского языка и литературы.

Тема заседания: «Информационная культура и медиакомпетентность учителя-словесника как средство формирования речевой, языковой, коммуникативной и лингвокультурологической компетенций учащихся»

Цель: создание условий для повышения педагогической компетентности учителей по совершенствованию информационной культуры и медиакомпетентности учителя-словесника как средству формирования речевой, языковой, коммуникативной и лингвокультурологической компетенций учащихся.

В ходе заседания были рассмотрены следующие вопросы:

1. Анализ ключевых понятий «медиаобразование», «медиаграмотность», «медиакомпетентность», «информационная культура» (Кайданова О.В.)

2. Проблемы формирования информационной культуры педагога как многокомпонентного явления (Пашкевич Е.А.)

3. Роль учителя-словесника в формировании речевой, языковой, коммуникативной и лингвокультурологической компетенций учащихся на примере опыта работы ведущих медиапедагогов (Ленардсон А.М.)

4. Методика формирования информационной культуры учащихся на уроках и во внеурочной деятельности на примере опыта учреждений образования, активно использующих медиатехнологии в образовательном процессе (Калядина И.М.).

Учитель белорусского языка и литературы Денисевич А.А. поделилась разработкой мероприятия с использованием разных форм, направленных на развитие медиаграмотности, на формирование информационной культуры и речевой, языковой, коммуникативной и лингвокультурологической компетенций учащихся.

15.03.2023 в 6 «Б» классе прошел урок – вернисаж творческих мини – проектов по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Ребята на уроке включились в исследовательскую деятельность и прониклись неповторимым национальным колоритом произведения. Выявив историческую основу, фольклорные источники и мотивы повести у ребят сформировалось представление об образе рассказчика, учащиеся определили черты сходства и различия героев повести и сказочных персонажей. Ребята учились выделять главное в сообщении учителя и учащихся, работали с учебником и иллюстрациями, развивали навыки выразительного чтения, чтения по ролям, художественного пересказа, лексической работы.

17 февраля в 7 «Б» классе прошел заключительный урок по замечательному произведению А. Грина «Алые паруса». Дети узнали, что мир полон чудес, но многие из них могут сделать сами люди, проявляя добро, милосердие, заботу. Грин верил, что люди смогут устроить общество, в котором не будет несправедливости, зла, подлости, унижения человеческой личности.

Произведение покорило детей необычайными образами и волшебным сюжетом. Учащиеся побывали в мире доброты и сказок. «Алые паруса» А. Грина следует прочитать тем, кто верен своей мечте и тем, кто считает, что мечты не сбываются, а мечтать бесполезно.

Учитель русского языка и литературы Статуева В.В.

16 января 2023 года в 6 «Г» классе проведён открытый урок по теме Н.А. Некрасов «На Волге». Учащиеся подготовили сообщение об авторе и эпохе, в которую было написано стихотворение. Школьники были поражены тяжёлым трудом бурлаков и сочувственным отношением к ним Н.А. Некрасова

27.12.2022 состоялось очередное заседание УМО учителей русского языка и литературы, белорусского языка и литературы.

Тема заседания: «Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе, белорусскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся»

Цель: создание условий для повышения педагогического мастерства учителей по визуализации учебной информации по русскому языку и литературе, белорусскому языку и литературе как эффективному средству формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся.

Были рассмотрены следующие вопросы:1. Визуализация учебного материала как эффективный инструмент повышения мотивации учащихся к обучению, позволяющий совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого учащегося (Денисевич А.А.)2. Виды учебной инфографики, специфика использования инфографики на учебных занятиях по русскому языку и литературе как основа не только познавательного, но и личностного развития учащегося, а также формирования у него собственной системы мировоззрения (Статуева В.В.) 3. Использование на уроках  визуализации как способ обучения приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления и демонстрации результатов (Казакова Е.Г.) 4. Разработка алгоритма для создания визуального конспекта с использованием различных техник визуализации. (Ленардсон А.М.)

В декабре 2022 года в школе прошёл отборочный тур конкурса чтецов. Учащиеся состязались в мастерстве с целью стать участниками онлайн-конкурса чтецов «Пад зоркай Венеры» в рамках областного проекта «Пісьменнікі - ураджэнцы роднага краю», направленного на популяризацию творчества Максима Богдановича. На конкурсе звуячали стихи известного поэта на белорусском и русском языках. Задачей конкурса является привлечение внимания учащихся к национальным культурным ценностям.

10.11 в 5 «В» классе прошёл урок «Второстепенные члены предложения. Дополнение». Ребята получили представление о второстепенных членах предложения, а именно о дополнении, о способах выражения дополнения. На уроке выполняли много заданий, развивающих умение находить дополнения в предложениях, а также навыки, необходимые для разграничения подлежащего и дополнения. Использовались такие формы работы, как цифровой диктант, осложнённое списывание, работа в парах. В конце урока большинство учащихся получили высокие отметки.

Учитель русского языка и литературы А. М. Ленардсон

03.11.2022 состоялось очередное заседание УМО учителей русского языка и литературы, белорусского языка и литературы. Тема заседания: «Текстоцентрический подход на уроках русского языка и литературы как условие формирования личностных компетенций учащихся: гражданственности, патриотизма, уважения к истории и традициям родного края, его культуре». Цель: совершенствование профессиональной компетентности учителей по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы, белорусского языка и литературы средствами текстоцентрического подхода.

Были рассмотрены следующие вопросы:1. Текстоцентрический подход на уроках русского языка как основа комплексной реализации целей обучения (Пашкевич Е.А.) 2. Формирование у обучающихся личностных компетенций в единстве с предметными: речевой и языковой компетенциями (Кайданова О.В.)3. Развитие метапредметных компетенций посредством текстоцентрического подхода как условие активизации мыслительной деятельности учащихся (Григорук Э.В.) 4. Роль учебных текстов, используемых на уроках языка и литературы в качестве дидактического материала, для формирования личностных компетенций учащихся (Прудникова Т.В.). Разработаны методические рекомендации по формированию метапредметных компетенций учащихся. (Калядина И.М.)

21 кастрычніка ў 7 "Д" класе адбылося падарожжа па старонках твора "Новая зямля"выдатнага беларускага паэта Якуба Коласа - "Тое, што кранаецца душы".
Вучні падарожнічалі па старонках паэмы Якуба Коласа "Новая зямля". Крануліся кожнай важнай тэмы гэтага твора: любоў да зямлі, вёскі, сям'і.  Захапляліся прыгожай прыродай, векавымі традыцыіямі беларусаў.

Вучні адзначылі, што у паэме паэтызуюцца не толькі карціны сялянскай працы (касавіца, жніво, малацьба), але і прылады, рэчы, якія акружаюць чалавека, зробленыя яго рукамі. Пад пяром пісьменніка высокай паэзіяй становяцца такія звычайныя, будзённыя з'явы, як снеданне ці вячэра, падмазванне калёс, падрыхтоўка да касьбы і г.д.

Патрыятычныя пачуцці, любоў да бацькоў акутвалі кожнага вучня. Ніводнага ў класе твор не пакінуў абыякавым.

Я - беларус, і я шчаслівы,
Што маці мову мне дала,
Што родных песень пералівы
І зблізку чую, і здаля.
(Н. Гілевіч)

22 верасня (чацвер) ў 11-х класах прайшоў конкурс на лепшага чытальніка “Чытаем вершы пра родную мову”. Вучні з захапленнем прадставілі вершы Ніла Гілевіча, МаксімаТанка, Петруся Броўкі, Янкі Купалы і іншых.  Хлопчыкі і дзяўчынкі вельмі натхнёна і эмацыйна выказвалі сваю любоў да роднай мовы і Бацькаўшчыны. Гучалі вершы“Мова” Анатоля Грачанікава, “Роднае слова” Янкі Купалы, “Мая мова” Рыгора Барадуліна, “Матчына мова” Алеся Бачылы. Выканаўцывершаў былі ўзнагароджаны, а заключным словам стаў верш Надзеі Шылавец “Роднае матчына слова!”.

Роднае матчына слова!

Не забыць мне цябе, не згубіць.

Ты, як водар, напоены хлебам,

Ты, як птушка, што ў небе ляціць.

Не пачуўшы цябе, паміраю.

А пачуўшы, ускрэсну ізноў.

Як матулю, цябе я кахаю,

Да цябе не пагасне любоў!

І ліецца ад краю да краю

Мова нашых бацькоў і дзядоў.

І таму я ўсім наракаю:

Не згубіце вы матчыных слоў!

Настаўнік беларускай мовы Кайданава В.В.

21.09 у 9 “В” класе прайшоў конкурс творчых пісьмых работ “За што я люблю родную зямлю”. Вучні падрыхтавалі сачыненні на гэтую тэму, у якіх выказалі свае уласныя думкі. Вучняў вельмі зацікавіў такі від работы, яны адчулі паміж сабой суперніцтва, стараліся напісаць ад душы і як можна лепш. Некаторыя вучні падрыхтавалі малюнкі і фотаздымкі пра родны край

Настаўнік Казакова Е.Г.


31 августа 2022 года состоялось первое в этом учебном году заседание членов МО учителей славянской филологии. Тема: Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык и литература», «Белорусский язык и литература» в 2022/2023 учебном году

Цель: обеспечение информационной и методической подготовки учителей славянской филологии в условиях трансформации национальной системы образования

Задачи:

Заседание прошло в форме инструктивно-методического совещания. Также были подведены итоги работы МО учителей за 2021/2022 учебный год и составлен план работы на 2022/2023 учебный год.

Highslide JS Highslide JS