Консультация для родителей
«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
Очень часто дети испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению.
Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное обучение в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.
Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные артикуляционные упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.
Как проводить артикуляционную гимнастику?
1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься 3 - 4 раза в день не более чем по 5 минут.
2. В процессе выполнения гимнастики необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества - признак переутомления.
3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Прежде чем начать занятие, нужно познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. Ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.
6. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
7. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
8. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
9. При отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к сложным.
10. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
11. Важно сформировать у ребенка мотивацию к занятиям, ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять эти упражнения, однако необходимо постоянно стимулировать. Например, рассказать ребенку, что герой любимого мультфильма покажет ребенку новую серию только в том случае, если ребенок выполнит упражнения.
Чтобы у ребенка не угасал интерес разнообразить занятия помогут:
- Упражнения - стихокомплексы. Как показывает опыт, дети выполняют артикуляционную гимнастику с большим интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки.
- Использование рисунков-подсказок, картинок-образов. Выступают в роли наглядного символа артикуляционной позы. Они могут быть собраны в схемы или демонстрироваться как отдельный образ.
- Использование куклы – муляжа Веселый Язычок. Данная игрушка позволяет наглядно показать детям приемы артикуляционной гимнастики.
- Сказочные истории из жизни Язычка. Ребёнок рассказывает сказку и демонстрирует движения языка.
- Упражнения для формирования воздушной струи.
- Использование нетрадиционных упражнений (с бусиной, джемом, ложкой).
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем или шоколадом. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Примеры артикуляционных упражнений
«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 5-10 сек.
«Иголочка» - рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрягая его, сделать узким. Удерживать в таком положении 10 сек.
«Трубочка» - высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе.
«Грибок» - раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«Часики» - высунуть узкий язык, губы растянуты в улыбку. Тянуться языком попеременно то к правому уголку рта, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе. Проделать 10р.
«Лошадка» - присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 раз.
«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. 10 раз.
«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 6 - 10 раз.
«Заборчик» - зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
Консультацию подготовила
учитель-дефектолог государственного учреждения образования
"Средняя школа №32 г.Могилева" Минина А.А.