ТЕМА «Формирование патриотического сознания, чувства любви к Родине –
основа воспитания гражданина»
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: творческий отчет
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 5 января
ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА: проанализировать работу школы по
формированию патриотизма и гражданского сознания обучающихся.
ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Продолжить работу педагогического коллектива по совершенствованию форм и методов формирования патриотических чувств и гражданского самосознания обучающихся
2. Создать систему работы в школе по формированию патриотических чувств обучающихся согласно ступеням обучения с учетом возможностей взаимодействия педагогов, обучающихся, родителей и социума
ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине.
Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и
неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
Толстой А. Н.
1. Вступительное слово.
Сообщение темы, целей и задач педагогического совета.
2. «Воспитание патриотизма, гражданственности и нравственности как стратегические ориентиры идеологии современного образования»
Система патриотического воспитания в школе формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. В школе проводится большая работа по формированию патриотических чувств и гражданского самосознания обучающихся. Используются разные формы и методы работы по патриотическому воспитанию. Проводится ряд мероприятий, которые способствуют формированию патриотического сознания учащихся.
Мероприятия по идеологическому и гражданско-патриотическому воспитанию помогают формировать чувства любви и уважения к своей Родине, гордости за достижения страны, уважения к Конституции Республики Беларусь и других законов государства; понимание заботы государства о нуждающихся, инвалидах, пожилых людях, детях.
Основной акцент в этом направлении был сделан на участие обучающихся в республиканской акции детей и учащейся молодежи «Жыву ў Беларусі і тымганаруся», всебелорусской акции «Мы - граждане Беларуси!», республиканских акциях «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны», «Я – грамадзянінБеларусі», «Малая родина: эстафета полезных дел», «Беларусь Помнит», героико-патриотическом проекте «Собери Беларусь в своем сердце», областной акции «Жизнь прекрасна! Думай! Береги себя!», областном марафоне «Провожу лето с пользой!», реализации мероприятий, посвященных 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне, проведение мероприятий в рамках Года малой родины, городских мероприятиях в рамках Года малой Родины, республиканской межведомственной программе «Забота» в г. Могилеве, городских акциях «Благополучная семья – благополучные дети», «Армии воин - славы достоин», «Дорогами добра и красоты», «Пионерское лето-2020», «Безопасный Интернет - детям» и иных тематических мероприятий, направленных на нравственное, патриотическое, правовое воспитание учащихся, на сохранение и укрепление их здоровья, на их творческое и интеллектуальное развитие, проведение единого дня информирования в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина».
Повышению эффективности работы по гражданскому и патриотическому воспитанию способствовала активизация деятельности школьного музея Боевой Славы, работа которого в республиканском конкурсе музеев учреждений образования «Во Славу общей Победы» в номинации «Инновационные формы организации учебно- исследовательской деятельности обучающихся» была отмечена дипломом III степени. В музее проводятся мероприятия, встречи, классные и информационные часы. Учащиеся школы принимаются в ряды ОО «БРПО» и ОО «БРСМ».
С целью сохранения памяти о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне, воспитания патриотизма, гражданской идентичности юных граждан в школе проводились мероприятия по подготовке к празднованию 75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне.
Перед педагогическим коллективом были поставлены конкретные задачи:
- пропаганда героической истории и воинской славы Отечества;
- воспитание уважения к памяти защитников Отечества;
- воспитание у детей уважительного отношения к ветеранам войны и труженикам тыла военных лет;
- активизация краеведческой, поисковой и исследовательской деятельности школьников;
- привлечение обучающихся к активному участию в подготовке и проведении мероприятий, посвященных знаменательной дате;
- расширение знаний обучающихся по истории Великой Отечественной войны.
Историческая память неразрывно объединяет разные поколения, обеспечивает преемственность духовных и моральных ценностей. В условиях глобального информационного пространства перед молодым поколением стоит проблема преемственности поколений и сохранения памяти об историческом прошлом Родины, не искажающей действительность.
Особое место в воспитательной системе школы отводится детским и молодежным объединениям.
Формированию активной гражданской позиции учащихся способствовало привлечение их к участию в республиканских акциях, проектах и конкурсах, организованных ОО «БРСМ» и ОО «БРПО»: «Встречи на все 100!», «Зажги костер добра», «В союз с друзьями», «Мы – граждане Беларуси!», «Молодежь Беларуси: традиции и будущее» и др.
Формированию гражданских качеств и патриотических чувств учащихся, развитию социально зрелой, творческой личности, усвоению учащимися гуманистических ценностей способствует работа волонтерского движения. Целью волонтерской деятельности в школе является пропаганда идей добровольческого труда на благо общества и привлечение учащихся к решению социально значимых проблем. В течение учебного года ребята участвовали в мероприятиях различной направленности. Волонтеры нашей школы приняли участие в акциях: «Забота», «Открытка для ветерана», «Цветок для героев Победы», «Наши добрые дела для тех, кто рядом», посвященных Дню пожилого человека, «Память», «О памятниках мы не забываем, систематически их убираем», по уходу за могилой воина-интернационалиста А.Полякова и мемориальным знаком по проспекту Димитрова, «Ветеран живет рядом», тимуровской акции «Дом без одиночества». Активно участвовали в мероприятиях, посвященных 75 –ой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Вошло в практику проведение уроков Мужества «За честь Отчизны» с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-афганцев наших земляков, акций: «Забота», «Открытка для ветерана», «Цветок для героев Победы», «Память», «Ветеран живет рядом». В рамках мероприятий, посвященных 75 –ой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне были проведены встречи с ветеранами и малолетними узниками фашистской неволи Лошнец М.Н., Картаусова А.И., Сафонцева Н.А., фестиваль военно-патриотической песни «Кто скажет правду о войне?», пионерские сборы «Его имя на знамени нашем» и «С именем героя на добрые дела», конкурсные игры «Дорогой героев, дорогой Побед», «Мальчиши-Кибальчиши», торжественная линейка, посвященная Дню юного героя-антифашиста «Маленькие герои большой войны», тимуровская акция «Дом без одиночества», акция «О памятниках мы не забываем, систематически их убираем», по уходу за могилой воина-интернационалиста А.Полякова и мемориальным знаком по проспекту Димитрова, выставка рисунков «75 мирных лет», приняли активное участие во всех районных и городских мероприятиях по празднованию Дня Победы.
Эффективность гражданско-патриотического воспитания достигается только при серьезной и тщательной всесторонней подготовке ко всем мероприятиям. Воспитательная работа по гражданско-патриотическому направлению будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории Беларуси, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою страну – Республику Беларусь, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики Республики Беларусь, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы, деятельности ОО «БРСМ» и БРПО.
3. «Система работы школы по формированию модели гражданина-патриота»
Начало XXI в. – время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав человека и его свобод высшей ценностью. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. А важнейшей задачей воспитания школьника является формирование патриотизма и гражданственности, основанных на любви и своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям.
Система работы школы по формированию
модели гражданина и патриота
К патриотизму нельзя только призывать,
его нужно заботливо воспитывать.
Д.С. Лихачев.
Патриотизм - одно из самых глубоких чувств, выработанных и закрепленных столетиями. Он проявляется в характере политической культуры и поведении людей. Вопросы формирования патриотизма и гражданственности во все времена все государства относили к главным, приоритетным. Только человек, уважающий основы общественного устройства, в которых проживает, способен проявить готовность встать на защиту своего Отечества. Ребенок является членом семьи, школьного коллектива, принадлежит к определенной нации, системе культуры, государству. Учитывая это, его гражданственность следует рассматривать как осознание и реализацию им прав и обязанностей по отношению к самому себе как к личности, своей семье, окружающим, Родине, планете Земля. Вся работа школы направлена на становление высоконравственной личности, человека с твердой социальной позицией, истинного гражданина и патриота своей страны.
Урок является одной из основных форм воспитания, где дети узнают о достижениях выдающихся личностей государства в различных областях жизни, перспективах и путях дальнейшего развитиях общества, получают знания о прошлом и настоящем Беларуси. Учителя - предметники используют большой потенциал уроков русского и белорусского языка и литературы, истории, обществоведения, географии, искусства, музыки, биологии, курсов "Мая Радзiма - Беларусь". В зависимости от темы и целей урока педагоги обязательно выделяют и применяют тот или иной элемент воспитательного характера.
Наш школьный музей Боевой Славы является центром патриотического воспитания. В нем представлены следующие экспозиции: «Оборона и освобождение Могилева», «Деятельность подпольных организаций города Могилева», «Партизанское движение на Могилевщине». На базе музея проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, классные и информационные часы, приём в пионеры, организация передвижных выставок, организована работа экспедиционных отрядов "Наш край Приднепровский", проводятся квест – игры, заочные экскурсии и уроки Мужества. В 2019/2020 учебном году в республиканском конкурсе музеев учреждений образования «Во Славу общей Победы» в номинации «Инновационные формы организации учебно- исследовательской деятельности обучающихся» музей была отмечен дипломом III степени.
Особое место в системе работы музея Боевой Славы занимает научно – исследовательская деятельность учащихся, основанная на воспоминаниях свидетелей войны 1941 – 1945 гг. На протяжении ряда лет учащиеся школы становятся победителями конкурсов работ исследовательского характера различного уровня (Дипломы II и III степени конкурса исследовательских работ «Свет Православия» в номинации «Трагедия войны в истории моей семьи»).
Гражданско-патриотическое воспитание - одно из основных направлений работы классных руководителей. Классные руководители используют различные активные и интерактивные формы и методы, воспитывая любовь к Родине, национальной культуре, истории Беларуси. Сотрудничество с музеями города, республики, встречи с известными людьми, часы общения и познания, классные часы, проведение акций, экскурсий способствуют формированию гражданина-патриота.
Политическая информированность сегодня стала не только залогом социальной адаптации, профессиональной пригодности и гражданской компетентности личности, но и проблемой самосохранения для каждого. Поэтому особую роль в патриотическом и гражданском воспитании учащихся играет информационно-пропагандистская работа. Информационный час – форма просветительской работы среди учащихся, направленная на воспитание гражданской, нравственно-правовой, информационной культуры молодежи, формирование её кругозора, социальной и политической зрелости. Задача информационных часов - помочь подрастающему поколению сориентироваться в потоке событий, выработать свою активную гражданскую позицию, почувствовать собственную социальную значимость, осознанно участвовать в общественно-культурной жизни, отстаивать личные интересы с учётом собственной социальной безопасности.
«Проект «ШАГ» (школа активного гражданина) расширяет знания учащихся о политических и социально – экономических событиях в Республике Беларусь, развивает умение анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, что позволяет школьникам в будущем участвовать в общественно - политической жизни страны, самостоятельно принимать решения в сфере государственно – общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия.
В школе создана система работы по популяризации государственной символики, воспитанию уважительного отношения к гербу, флагу и гимну Республики Беларусь. Использование государственной символики и атрибутики стало основной частью проведения значимых мероприятий, информационной работы, оформления кабинетов.
Формирование активной жизненной позиции школьников проходит через участие в несении Вахты Памяти. Подрастающее поколение отдаёт дань памяти и уважения героям Великой Отечественной войны: солдатам, партизанам, подпольщикам, труженикам тыла, - всем, кто отстоял свободу и независимость нашей страны.
Продолжая традиции отцов и дедов, сегодняшняя молодёжь строит наш общий дом во имя счастья будущих поколений. Найти свое место в этом доме, внести конкретный вклад в личное развитие помогают подросткам детские общественные объединения, ОО «БРПО» и БРСМ, которые дают возможность каждому ребенку стать гражданином, делами и поступками приносить пользу себе, обществу, Родине.
Для успешного воспитания гражданина - патриота в школе моделируются элементы взрослой гражданской жизни. Это школьное самоуправление. Его задача состоит в формировании активной гражданско-патриотической позиции школьников на основе их участия в совместной социально значимой деятельности. Самоуправление – это пространство, формирующее гражданские компетенции учащихся, способствующее превращению школы в центр общественных и культурных связей, установлению партнерских взаимоотношений с социумом. Кураторами и помощниками этого движения являются педагоги – организаторы.
Еще одно важное направление работы педагогов – организаторов - популяризация деятельности школьных волонтерских отрядов. Участие в мероприятиях по благоустройству и наведению порядка в рамках операций «Обелиск». «Аллея героев», «По дорогам той войны» на месте установленных мемориальных знаков, памятников с размещением информации на интернет – портале школы, в СМИ, в сообществе «ВКонтакте» формирует в подрастающем поколении потребность в изучении и познании истории родного края, развивает чувство национальной гордости, воспитывает высокий нравственный и культурный потенциал, умение применять его в своей жизни.
Одним из средств повышения мотивации изучения белорусского языка и литературы является этнографический уголок «Бабульчына хата», созданный в кабинете белорусского языка. Такой уголок выполняет одну из главных социальных функций духовного и патриотического воспитания школьников - функцию культурно - просветительской деятельности. Он обладает специфическими уникальными, присущими только ему, средствами воздействия. Экспозиция этнографического уголка формирует у учащихся эмоционально – окрашенные отношения к тем или иным событиям прошлого родной страны, создают неповторимую эмоционально – эстетическую атмосферу, которая мощно воздействует на личность ребенка.
Школьная библиотека обладает мощным инструментарием для воздействия на чувства и нравственное становление личности. Она является накопителем исторической памяти, выступает информационным проводником между поколениями, остается достойным хранителем патриотических традиций. В библиотеке систематически оформляются выставки и тематические полки («Год малой Родины», «Красота и величие символов Беларуси», «Гучы родная мова», «Я вырос здесь, и край мне этот дорог»), проводятся информационно – познавательные часы «Из глубины веков», виртуальные путешествия «Рядом с настоящим - прошлое», беседы – диалоги.
Велика роль методической работы в совершенствовании профессиональных знаний и умений классных руководителей по формированию модели гражданина и патриота. На заседаниях методических объединений систематически обобщается и распространяется передовой опыт учителей, классных руководителей по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Педагоги школы проводят мастер – классы, участвуют в семинарах и конференциях городского, областного и республиканского уровней (на областном семинаре - практикуме «Внедрение модели формирования социокультурной компетентности и гражданской идентичности школьников» была проведена виртуальная экскурсия в этнографический уголок «Бабуліна хата» и представлена панорама опыта работы классных руководителей школы «Система работы школы по формированию модели гражданина и патриота»).
Становится все более очевидным, что формирование гражданско-патриотического сознания, привитие ребенку нравственных качеств, развитие стремления к преодолению трудностей и готовности к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, воспитание уважения к окружающим людям, порядочности, честности, жизненного оптимизма невозможно без тесного взаимодействия и взаимопонимания между школой и семьей, без учета мнения детей и их родителей. Ведь именно семья является главной формой передачи социального опыта, исторической памяти и культурных традиций. Именно с отношения ребенка к семье, самым близким людям, прошлому народа, изучения родной культуры через народную сказку, песню, игрушку, исследования родословной, родительского примера начинается любовь к Родине. Поэтому обязательным условием гражданско-патриотического воспитания личности является взаимодействие школы и семьи.
Движущей силой прогресса являются не материальные блага, а патриотизм. Движение вперед невозможно без искренней любви к Родине, земле предков, к своему народу. Патриотизм проявляется не в словах и лозунгах, а в жизненной позиции человека, его повседневных трудах. В том, что он живет не только для себя, но и для своего Отечества. Многое может меняться вокруг нас, но эта истина останется непоколебимой. Патриотизм был, есть и должен оставаться незыблемым постулатом нашей государственности. Это вечная ценность, которая скрепляет поколения. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание - это не единичная акция, а сложнейшая задача, решение которой предусматривает всеобъемлющую деятельность школы, семьи, общества.
4. «Роль детских и молодёжных организаций в становлении патриота и гражданина Республики Беларусь»
В учебном году в системе мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся приоритетными являются мероприятия в рамках республиканской патриотической акции "Я - rpамадзянiн Беларусi" и республиканской акции "Жыву ў Беларусi i тым ганаруся", а также реализация мероприятий, посвященных Году малой Родины, Дню города Могилёва, Дню Независимости Республики Беларусь.
С целью воспитания гражданско-патриотических качеств были проведены следующие мероприятия: участие в торжественном открытии Вахты Памяти на Советской площади, уроки Памяти и Мужества «За честь Отчизны» с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-афганцев наших земляков, акции: «Ветеран живет рядом», «Забота»», «Открытка ветерану», трудовые акции по благоустройству школьной территории, посещение школьного музея Боевой Славы, выставка-обзор новых книг о войне «По дорогам той войны», внутришкольный конкурс «Моя Победа - 75», участие в реализации городского деятельностного проекта «Армии воин славы достоин»: встречи с представителями военных учебных заведений (9-11 кл.), экскурсии по местам боевой славы, участие в акции «Лента Памяти», экскурсия в МООС ДОСААФ для участия в мероприятии «Крылья Победы», участие в городской акции «Аллея героев», сбор материалов о солдатах ВОВ среди родственников учащихся и создание творческих работ, внутришкольные спартакиады среди допризывной и призывной молодежи «Защитник Отечества». Встречи с ветеранами и малолетними узниками фашистской неволи: Картаусова А.И., Лошниц М.Н., Ефременко Ф. А., вахта добрых дел ко Дню пожилого человека, поздравление с Новым годом и Рождеством!, 23 февраля, 8 марта, 9 мая и другими праздниками. Проводятся школьные мероприятия: пионерские сборы «Его имя на знамени нашем», «С именем героя на добрые дела», военно-патриотическая фестиваль «Юные защитники Отечества», интеллектуальная игра «Морской бой», торжественная линейка, посвященная Дню юного героя-антифашиста «Остались юными навек», конкурс стихов ко дню воина-интернационалиста, праздничный концерт «Звенит Победой май цветущий!», акция «Дом без одиночества», акция «О памятниках мы не забываем, систематически их убираем» по уходу за могилой воина-интернационалиста А.Полякова и мемориальным знаком по проспекту Димитрова, выставка рисунков «Мы за мир во всем мире», участие в шествии-параде ветеранов ВОВ, гражданско-патриотическое воспитание осуществлялись и через проведение урока «Беларусь - мая Айчына!», «Мы – граждане Беларуси», посвященные Дню Конституции РБ. Реализуется проект ШАГ «Школа Активного Гражданина» с приглашением гостей, в ходе которого рассматриваются вопросы гражданско – патриотической направленности.
Молодёжные организации сегодня должны быть пронизаны духом настоящего содружества детей и взрослых. Мы должны помочь стать нашим ребятам настоящими организаторами “новых интересных и полезных дел”. Если мы выработаем чёткую систему работы наших первичных организаций, научим наших ребят дружить и дорожить дружбой, быть добрыми, честными, не бояться трудностей, смело идти вперёд, протянуть вовремя руку помощи человеку, родной природе, Отечеству.
Героические события истории Беларуси, достижения страны в области политики, экономики, культуры и спорта создают реальные предпосылки для проведения мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию.
Поэтому в ГУО «Средняя школа №32 г. Могилева» используются такие формы гражданского и патриотического воспитания, как тематические беседы, уроки мужества, воинской славы, мира, встречи с ветеранами войн и Вооруженных сил Республики Беларусь, а также акции, месячники, концерты, поздравления ветеранов, лектории, фестивали, спортивные праздники, игровые программы. Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма. Очень важно отметить развитие проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности учащихся, интеллектуально-творческих способностей, формированию социальнозначимых качеств.
Говоря о взаимодействии педагога-организатора с классными руководителями и детскими классными коллективами важно сказать о создании положительного психологического климата и активной воспитательной среды в школе, которые включают в себя: сохранение традиций: приглашение ветеранов педагогического труда, войны в Афганистане на классные часы, поздравления их с праздниками, оказание посильной помощи; развитие творчества, которое проявляется в подготовке ярких мероприятий; поддержка ученической самодеятельности и самоуправления через школьный совет, совет пионерской дружины, актив ПО ОО «БРСМ» творческой инициативы; участие классных руководителей в разнообразных общешкольных делах.
При планировании различных мероприятий учитываются интересы ребят, не забывая о том, что каждый класс это уже отряд октябрят, пионеров или же ячейка членов БРСМ.
Ребятам неинтересны сухие и скучные внеурочные мероприятия. Они предполагают отдых от учебы, чтобы ребята могли не только получить какие-то воспитательные моменты, но и развлечься. Современные технологии и техническая база УО позволяет внедрять в воспитательную работу новые и современные формы и методы. Все мероприятия мы проводим в игровой форме, в форме конкурсов, брейн-рингов, КВН-ов, онлайн-игр и других. По окончании мероприятий ребята создают коллажи, видеоролики в приложениях мобильных устройств и т.д.
Мы должны научить наших ребят учиться и отдыхать достойно, интересно и с пользой для них и для общества.
Пионерская дружина имени А.М. Полякова - октябрята 333, пионеры 351 - всего 644, что составляет 91 %.
Основными задачами деятельности пионерской дружины в учебном году были:
- пропагандировать вступление в ряды ОО «БРПО» среди учащихся;
- совершенствовать структуру самоуправления в отряде и активизировать работу органов самоуправления пионерской дружины;
- совершенствовать работу с младшими школьниками-октябрятами;
- формировать у учащихся гражданственность и патриотизм через единство патриотического, правового, спортивно-оздоровительного, нравственно - эстетического, экологического воспитания;
- воспитывать культуру здорового образа жизни, формировать экологическую культуру.
- Численность пионерской дружины растет, благодаря плодотворной работе Совета дружины. Росту пионерской организации способствовал также ряд рекламных игр: «Будь готов!» (4кл.), «Я гражданин страны Пионерия» (2кл.). В сентябре месяце была проведена акция «Мы есть!» по информированию младших школьников о деятельности и современном облике ОО «БРПО».
- В школе действует орган ученического самоуправления - совет пионерской дружины. В его состав входят старший пионерский вожатый, председатель Совета дружины, заместитель председателя и самые активные и деятельные учащиеся нашей школы, готовые творить, придумывать и воплощать в жизнь свои идеи.
- Заседания совета дружины проходят 1 раз в месяц и по мере необходимости, т.е. перед организацией каких-либо массовых мероприятий, для принятия важных решений по работе дружины. На каждом заседании выносится решение, а на следующем заседании проверяется его исполнение.
- За прошедший год дружина пополнилась новыми ребятами – октябрятами из 88 учащихся 2-го класса. Агитационная деятельность по вступлению в ряды ОО «БРПО» уже вошла в систему и всегда проходит на высоком уровне. Для будущих октябрят проводились увлекательные викторины, динамичные переменки, игры-путешествия, мастер-классы по изготовлению закладок с правилами октябрят и октябрятских значков из бумаги. Особый восторг у ребят вызвал сказочный рейд «Деловой стиль одежды» и «Чистый портфель» с Бабой-Ягой. Героиня сказок и мультфильмов проверила у ребят внешний вид и чистоту портфелей будущих октябрят.
В пионерской дружине стал доброй традицией пионерский квиз «Пионер – всем ребятам пример». Здесь ребята могут узнать много нового и интересного – историю создания пионерской организации, её традиции, символы и многое другое.
Пионерская дружина имени А.Н. Полякова принимала активное участие в жизни учреждения образования: участвовала в спортивных мероприятиях, в подготовке к значимым праздникам: День учителя, День матери, Новый год, День Защитника Отечества, 8 Марта и многим другим. И, конечно, не забывала о пионерских делах, акциях и мероприятиях: «Обелиск», «Ветеран живёт рядом», «С верой в силу добра», «Поможем пернатому другу», «Я помню! Я горжусь!», «К защите Отечества готов!» и др.
Совет пионерской дружины регулярно организовывал ребят на добрые дела. Пионеры самостоятельно проводили различные акции и мероприятия, посещали и оказывали помощь ветеранам педагогического труда, войны в Афганистане, собирали вторсырьё (участие в районном этапе республиканской трудовой акции по сбору вторсырья «Наш пионерский труд тебе, Отчизна» ,акция «Сделаем мир чище»), ухаживали за местами захоронения ВОВ, оказывали помощь детям-инвалидам (социальный проект «Должны смеяться дети…»).
На протяжении года с особым вниманием и ответственностью ребята готовились к традиционным праздникам БРПО: День рождения ОО «БРПО», День рождения дружины, День пионерской дружбы, День памяти Героя. Были подготовлены и проведены торжественные сборы и встречи: День юного героя - антифашиста, День воина-интернационалиста (в рамках республиканского пионерского проекта «Встречи на все 100»).
Пионеры дружины принимали активное участие в экологических акциях "Поможем пернатому другу", "Посади дерево", "Чистый сквер" и другие. Общими усилиями пионерского актива был проведен пионерский субботник, на котором ребята облагородили место захоронения воина – интернационалиста А.Н. Полякова. Пионеры дружины также принимали участие в акциях и конкурсах по здоровому образу жизни «Красная лента», «Мы против наркотиков и табакокурения», «Мы за здоровый образ жизни», «Стоп-спайс» и другие.
Пионеры нашей школы приняли участие в районном фестивале «X - фактор», где получили 2 диплома: диплом 2 степени в номинации «Современная хореография» (4 «Б» класс) и диплом за высокий уровень исполнительского мастерства (Гончарова Виктория, 7 «Б» класс), «Пионерский квиз», где наша дружина заняла 2 место. В городском конкурсе «Ставь жизни LIKE» октябрята нашей дружины Ракутин Кирилл (4 «Б» класс) и Михайловские Милана и Арина (3 «В» класс) были награждены дипломами 1 степени. Председатель совета дружины Протасов Андрей получил благодарность и сертификат участника за участие в проекте равный обучает равного «Молодежная волонтерская сеть: экология на пальцах». Пионер Демьянков Женя (5 «Б» класс) получил диплом 2 степени в городском конкурсе «Спасатели глазами детей». Активистка нашего отряда Башаримова Катя (7 «А» класс) была награждена дипломом 3 степени в городском конкурсе «Магілеускія зорачкі».
Первичная организация ОО «БРСМ» ГУО «Средняя школа №32 г. Могилева» насчитывает 143 члена, что составляет 85% от общего количества учащихся 8-11 классов учреждения образования.
Активисты ПО ОО «БРСМ» принимают активное участие в мероприятиях Октябрьского РК ОО «БРСМ».
В
течение года в первичной организации прошло большое количество мероприятий.
Традиционными стали торжественные собрания "Ты один из нас"
(торжественное вступление учащихся в ряды БРСМ), организация и посещение
кинолекториев по патриотическому воспитанию, оформление выставки рисунков ко
Дню защитников Отечества, Дню Победы и другим праздникам и памятным датам,
посещение Краеведческого музея и многие другие. Огромное внимание уделяется
гражданско – патриотическому направлению, в рамках которого проходят тематические
недели. Так неделя памяти воинов - интернационалистов «Память и слава воинам
Могилевщины», концерт- поздравление «С Днем защитников Отечества» и др.
мероприятия этого направления формируют у ребят чувство патриотизма и гордости
за свою Родину.
В течение года члены нашей первичной организации приняли участие в различных общегородских акциях. В августе Шерстобитов Артем, совместно с районным комитетом ОО «БРСМ», участвовал в акции «В школу с радостью», по сбору канцелярских товаров» в центральном универмаге. В сентябре учащиеся 9 «В» класса Шерстобитов Артем и Лаппо Виолетта приняли участие конкурсе фотографий ко Дню матери. В октябре учащиеся 9 «Г» класса присоединились к акции «Молодежь за чистоту городов и сел», в ходе которой учащиеся навели порядок возле памятного знака «Наблюдательный пункт 121 стрелкового корпуса 50 армии», расположенного по пр. Димитрова, и оказали помощь в виде уборки прилегающей к дому территории, одинокопроживаэщей пенсионерке Саластеевой Нине Константиновне. В рамках акции «Дети против жестокого обращения с животными» Москалев Ростислав (учащийся 9 «Б» класса) и Жуков Данила (учащийся 8 «Г» класса) помогли доставить корм в приют для животных. В ноябре, в рамках акции «Армии воин славы достоин», мальчики из 8 «Г» и 9 «Г» классов, приняли участие в экскурсии в ДОСААФ, где ребятам довелось побывать в тире. В декабре, в преддверии дня инвалидов, в ГДК состоялся концерт для людей с ограниченными возможностями «Я такой как все». На данном мероприятии, наши активисты – Кравченко В. и Юртаев Е. (учащиеся 9 «А» класса»), Шерстобитов А. и Шмагеров В. (учащиеся 9 «В» класса»), Емельянцев И. и Чесноков А. (учащиеся 9 «Г» класса»), оказывали помощь данной категории людей в проведении концерта. В январе Стригун М. (учащийся 8 «А» класса) и Осипенко А. (учащаяся 8 «Б» класса) приняли участие в городском конкурсе «Рождественский сувенир», организованный ГК ОО «БРСМ». По итогам конкурса Осипенко Александра была награждена дипломом III степени и памятным призом. Также в январе трудовой сектор нашей первичной организации, руководителем которого является учащийся 9 «Г» класса – Домиканов В., принял участие в ежегодной акции #ЗаДело. Ребятами была организована уборка территории по улице пер. 3-й Южный, 64. Значимым стало участие учащихся 8 «Б» класса Ерофеева А., Пинчуковой Ю., Потапенко А. в республиканской акции «Мы – граждане Республики Беларусь», в ходе которой глава Администрации Октябрьского района г. Могилева вручил ребятам паспорт гражданина РБ, что наглядно подтверждает особое внимание государства к подрастающему поколению. Также в марте учащиеся Шерстобитов А., и Сливкина К. принимали участие в онлайн-конкурсе «Мисс и Мистер фото БРСМ». В апреле, во время дополнительных каникул, учащаяся 8 «Б» класса – Суринина Е. одержала победу в районном конкурсе «LifehacksраЗамАктивнаяМолодежь» и была награждена дипломом победителя и ценным призом от Октябрьского РК ОО «БРСМ». В мае активисты нашей первичной организации присоединились к проекту «#СпасибоМедикам», в ходе которой ребята разработали открытки, со словами благодарности и признательности, поблагодарив медицинского работника нашей школы за профессионализм и стойкость духа в сложное эпидемиологическое время в нашей стране. Также открытки были отправлены медицинским работникам учреждения здравоохранения «Могилевская детская поликлиника№2 г. Могилева», которые каждый день находясь на медицинском посту, честно исполняют свой долг и делают всё, чтобы эпидемиологическая обстановка оставалась под контролем. Также в мае учащаяся 8 «Б» класса Суринина Е. была награждена дипломом II степени городском онлайн-марафоне «Safety+» от МГОЧС и ГК ОО «БРСМ». Учащаяся 10 класса Стразд Виолетта принимала участие в ежегодном конкурсе красоты «Миледи БРСМ – 2020», где достойно представила нашу первичную организацию и удостоилась звания «Миледи Оригинальность».
К
75-годовщине победы советского народа в Великой Отечественной войне на странице
нашей школы в социальной сети «ВКонтакте» была запущена Online-акции #Спасибо_за_мир.
В ходе акции учащиеся размещают фотографию члена семьи - участника Великой
Отечественной войны
и добавляют краткий рассказ о том, кто изображен на снимке, факты из военной
биографии, награды. Истории благодарных потомков о своих предках публикуются с
хэштэгом #Спасибо_за_мир в
сообществе https://vk.com/school32_m.
С целью вовлечения ребят в ОО «БРСМ» проходят беседы, классные и информационные часы, направленные на расширение молодёжного движения. Постоянно обновляется информационный стенд «Первичная организация ОО «БРСМ» средняя школа №32 имени Михаила Тимофеевича Романова», рубрика на сайте школы «Детские организации говорят».
В феврале, на пленуме по итогам работы общественного объединения «БРСМ», нашей первичной организации была объявлена благодарность за активное участие в работе Октябрьской районной организации ОО «БРСМ» г. Могилева в 2019 году и вклад в реализацию молодежных мероприятий и программ. Также в течении года неоднократно приходили благодарственные письма за активное участие нашей первичной организации в городских и районных акциях и мероприятиях.
5. «Воспитываем патриотов. Особенности патриотического воспитания младших школьников»
Краеведение учит людей любить не только
свои родные места, но и знать о них.
Приучает интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой
культурный уровень.
Это - самый массовый вид науки.
Д.С.Лихачёв
В современной школе содержание воспитания основывается на идеологии белорусского государства, на общечеловеческих ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражает интересы личности, общества и государства.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой Родины», для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что «малая Родина», Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека.
Лирическая песня на слова белорусского классика Я. Коласа «Мой родны кут» стала гимном души белоруса. Известно, что любовь к Родине начинается с привязанности к конкретному уголку страны, родительскому дому, родной улице, деревне, городу. Здесь кроются неисчерпаемые резервы эмоционально-патриотического заряда, который можно обратить в творческий потенциал и производственную активность.
Любовь к Родине… С чего она начинается, где её истоки? Ответы на эти вопросы могут быть разными. Бесспорно одно – Родина становится дороже тому, кто сделал больше для её будущего, кто лучше её узнал. Всестороннее, глубокое изучение истории родного края не может быть без использования краеведческого материала.
Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Необходимо воспитывать с детства любовь к своей «малой Родине», отчему краю. Для этой цели в школах можно организовать кружок по краеведению.
Краеведение – явление чрезвычайно многоплановое, под которым сегодня понимают и воспитательную работу со школьниками, и сбор информации по истории конкретной местности, и просветительскую деятельность.
Успешность краеведческой работы зависит от её научной основы и связи с современностью. Краеведческая работа должна быть доступной, посильной, дифференцированной для разных возрастов учащихся. Всё, что они не делают, должно быть им понятно и увлекательно.
Информация об интересных местах для путешествий
по Могилевской области.
Пустынки: мужской монастырь и замковая гора
В 10 км от Мстиславля расположился построенный в 14 веке монастырский комплекс. По преданию, его основал сын князя Альгерда Семен Лугвен. В 19 веке на территории монастырского комплекса построили каменный Успенский собор, церковь Рождества Пресвятой Богородицы. До революции в Пустынках жило церковное братство, работали церковное крестьянское училище и библиотека из 656 книг. В 1925 году монахов из обители выселили, а заселили детей-сирот и переименовали обитель в Пустынский детский дом. Примечательно, что здания в Пустынках в целости пережили Вторую Мировую войну, хотя обошлось без эвакуации, а вот советскую власть не пережили. В послевоенное время из зданий вынули окна, разобрали крыши, взорвали полы, растащили печи. Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, ограду вокруг обители разворовали. На территории монастыря стали проводить учения по гражданской обороне.
Начало 21 века комплекс встретил в руинах и сорняках. Восстанавливают монастырь с 2003 года, сейчас там уже живут монахи.
Жиличи: Дворцово-парковый комплекс
Род Булгаков был древним, но не таким известным, как Сапеги или Радзивиллы. В начале XIX века Игнатий-Казимир Булгак получил в наследство Жиличи, и начал отстраивать там родовое гнездо – настоящий дворец, образец классицизма в архитектуре. Все потолки были отделаны изящной лепниной, к счастью, сохранившейся до наших дней, в комнатах – дорогая мебель и ковры, паркетные полы.
Во дворце, помимо жилых помещений и домашнего костела, находилась еще и оранжерея, где выращивали редкие южные растения вроде апельсинов и кипарисов, которые на лето выносили в усадебный парк.
В начале 20-го века все коллекции из дворца были вывезены. наследники рода переехали в Польшу, а после Октябрьской революции в нем разместили детский дом, а в 1930-х – зоотехнический техникум. Вторую мировую дворец успешно пережил, только было разобрано крыло с оранжереей. После войны в здание вернули аграрный техникум, который после переселили в отдельное здание. А усадьба Булгаков начала понемногу приходить в запустение. С 1973 года дворец начали реставрировать. Сейчас в некоторых частях дворцового комплекса работает музей, который рассказывает и об истории имения Булгаков, и об особенностях самого региона.
Телуша: Свято-Никольский храм
В начале 20-го века в Телуше была построена каменная православная Свято-Никольская церковь в псевдорусском стиле. Средства на нее были выделены внучкой Александра Пушкина Натальей и ее мужем Павлом Аркадьевичем Воронцовым-Вельяминовым. Сама Наталья Александровна, кстати, была похоронена на Телушском кладбище.
В середине 30-х годов храм был закрыт и превращен в зернохранилище, во Вторую Мировую действовал, потом снова был закрыт и разрушен. Реконструкция началось только в 1989 году, а в декабре 1997 года храм полностью восстановили.
Дворец Потемкина в Кричеве
В 1776 году Кричевское староство получил фаворит Екатерины II – генерал-аншеф светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический, который и построил себе дворец в новом владении. С высоты птичьего полета здание имеет вид букв «П» и «Е» (инициалы графа и императрицы), рядом с дворцом был разбит парк (сейчас есть лишь отдельные деревья). Однако в 1787 году Потемкин продал Кричевское староство с дворцом за 900 тысяч польских злотых Яну Голынскому. Род Голынских владел староством до 1917 года. В 1849 году внук Яна Голынского – Стефан решил обновить свою резиденцию – так здание обрело неоготические черты. Через 50 лет дворец пострадал от пожара, реконструкции здания помешали Мировые войны и Октябрьская революция.
В советское время в здании дворца размещалась гимназия, дошкольный педагогический техникум, школа-интернат. В начале 1980-х годов дворец находился в плачевном состоянии. 3 июня 1988 года были начаты работы по реконструкции, но из-за материальных проблем объект был законсервирован, реставрация возобновилась только с 2003 году. С 2008 года дворец открыт для посещения. На первом этаже дворца располагается ЗАГС, остальные помещения занимает исторический музей.
Княжицы: руины костела святого Антония
Монастырь доминиканцев был основан в Княжицах еще в 1681 году, а первый костел был построен из дерева. После получения пожертвований от шляхтичей Круковских с 1750 по 1780 гг. шло строительство нового каменного костела. В 1863 году костел был закрыт и переделан под православную церковь. В 1965 году храм был окончательно закрыт и неумолимо разрушался, до наших дней дожил в печальном состоянии. О попытках его реконструкции только напоминают оставленные строительные леса. А здание примечательное – 15 метров в высоту, с необычной квадратной апсидой и прямоугольником в основе плана. Во внутреннем убранстве здания сохранилась небольшая часть лепнины и остатки росписей на стенах.
Краеведческая работа предполагает всестороннее познание своего края, учёт и изучение его природных, экономических и культурных ресурсов, географических особенностей, его истории, перспектив развития.
Взаимосвязь экскурсионной, краеведческой и туристической работы с учебно-воспитательным процессом школы, обеспечение сознательного понимания учащимися программного материала и его прочного усвоения –это основополагающий принцип школьного и внешкольного краеведения.
Туристско-краеведческая деятельность позволяет воспитывать учащихся на конкретных, доступных примерах окружающей жизни. Живописные ландшафты Беларуси, памятники истории и культуры, знакомство с фольклором, встречи с участниками событий и т.д. – всё это формирует у школьников любовь к родному краю. Чем полнее, содержательнее будут знания о родном крае, тем более действенны они в формировании чувства патриотизма, национальной гордости и преданности своей Родине.
Ведь не зря говорят: «Кто не знает
своего прошлого – у того нет будущего».